Назад (Социологический и поведенческий портрет пользователя Рунета. Результаты исследования “ОнЛайн Монитор”) Вперёд (Развитие Интернета в России: некоторые итоги более чем двух лет наблюдения)

Развитие Интернета в России: некоторые итоги более чем двух лет наблюдения

Развитие Интернета в России: некоторые итоги более чем двух лет наблюдения

Е.Б. Галицкий, Фонд «Общественное мнение» Страна наша постепенно меняется, и не в последней степени эти изменения связаны с ростом Интернета. С ним в нашу жизнь приходит потрясающая (иногда даже излишняя) свобода общения и доступность информации. Дальние страны, которые для большинства россиян еще недавно существовали лишь на страницах книг и в телепередаче Ю. Сенкевича «Клуб кинопутешественников» («Мы смотрим, а он путешествует»), оказывается, есть на самом деле. Там живут люди, им можно написать e-mail, с ними можно поговорить с помощью Интернет-телефонии и т.д. Иностранные языки, которыми еще недавно зачем-то мучили в школе «простых людей», наконец-то понадобились не только сотрудникам дипмиссий и торгпредств. Книги, которые было «днем с огнем» не найти, лежат в открытом доступе: читай – не хочу! Мнения, которые еще недавно можно было высказывать лишь на кухне, теперь каждый желающий может озвучить хоть на весь мир, нашлись бы только благодарные читатели! Главное, что происходят все эти чудеса не в какие-то далекие революционные годы, а прямо здесь и сейчас, при нас с вами. Для Фонда «Общественное мнение», как исследовательской организации это – небывалое везенье. Естественно, что мы не могли им не воспользоваться. По завершению каждого сезона мы выпускаем очередной выпуск бюллетеня «Опросы: Интернет в России», который содержит сведения о доле в населении, численности и составе Интернетпользователей в стране в целом и в каждом из федеральных округов. По данным осени 2002 г. у нас вышел первый выпуск бюллетеня, а по данным зимы 2004-2005 г. – юбилейный: десятый. Первый десяток – хороший повод подвести некоторые предварительные итоги. Но прежде несколько слов о том, как это делается. Начнем с парадокса. Мы помним, что Мюнхаузен сумел вытащить себя из болота за волосы. А вот Интернет – среда, специально предназначенная для удобного общения и любых автоматических подсчетов – этого не может! Она неспособна сама корректно произвести перепись своего собственного населения. Дело в том, что никакой подсчет «кликов» не позволяет отличить Васю от Васиного папы (если они входят с одного и того же домашнего компьютера) и «склеить» Васиного папу, когда он вошел в Сеть из дома, с ним же, вошедшим в Сеть с рабочего компьютера. Не очень получается и автоматически отличить российского пользователя от заморского гостя. И это только самые невинные из проблем. Более серьезно другое: когда пользователей пытаются считать по «кликам», тот, кто чаще ходит в Интернет, имеет больше шансов попасть в выборку. Это может заметно исказить наши представления о портрете аудитории. Итак, чтобы оценить число пользователей Интернета в стране и изучить их состав, следует построить репрезентативную выборку населения страны и провести опрос. Фонд «Общественное мнение» каждые две недели проводит очередной общероссийский опрос населения России в возрасте от 18 лет и старше. Случайная, стратифицированная, трехступенчатая выборка этих опросов охватывает 63 субъекта федерации. В нее были отобраны 98 районов, в этих районах – 203 городских и сельских населенных пункта, а в них – 314 избирательных участков. В этих избирательных участках маршрутным методом отбираются жилища, в которых в режиме личного интервью проводятся интервью. Каждые две недели опрашивается по 3000 респондентов. Данные 5-7 опросов за сезон объединяются, и на основе ответов 15-21 тыс. респондентов выпускается очередной (Весна, Лето, Осень или Зима) бюллетень из серии «Опросы: Интернет в России». Для выявления Интернет-пользователей респондентам задается вопрос: «Приходилось ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, то когда Вы лично пользовались Интернетом в последний раз?» Для сопоставимости1 с оценками компании Nielsen//NetRatings Inc., которая проводит такого рода репрезентативные опросы в основных наиболее развитых странах мира, к числу пользователей Интернета мы относим тех, кто пользовался Сетью по крайней мере полгода назад. (Это, естественно, не мешает нам изучать и более «продвинутые» Интернет-аудитории: трехмесячную, месячную, недельную и суточную).

Остановимся на некоторых итогах исследований. Прежде всего, рассмотрим положение России в сравнении с другими странами, данные о которых нам предоставила компания Nielsen//NetRatings Inc.2 008.1.gif 008.2.gif

Мы видим, что по удельной обеспеченности Интернетом Россия уступает всем странам, где проводятся исследования Nielsen//NetRatings Inc, а по численности пользователей – обходит некоторые из них.

Назад (Социологический и поведенческий портрет пользователя Рунета. Результаты исследования “ОнЛайн Монитор”) Вперёд (Развитие Интернета в России: некоторые итоги более чем двух лет наблюдения)
Связаться с нами: info@internet-marketing-theory.ru